Интервью с Ашхен Агасарян

Ашхен Агасарян:       

Файл intarvyu_s_ashhenom_agasaryanom_3.jpgМиссия каждого музыканта – соединять народы

Почти 100 лет минуло после трагедии армянского народа, когда геноцид 1915 года унес более полутора миллионов невинных жизней. Данью памяти жертвам бесчеловечности стал концерт-посвящение из произведений Арама Хачатуряна в исполнении Большого симфонического оркестра студентов Новосибирской государственной консерватории (академии) имени Глинки 24 апреля. Солировать оркестру приехала из Израиля выпускница магистратуры Тель-Авивской академии музыки имени Рубена, ученица  известного пианиста, профессора Михаила БОГУСЛАВСКОГО, Ашхен АГАСАРЯН. Ашхен рассказала, чем важны для неё эти зарубежные гастроли.

-- Ашхен, ты впервые в Новосибирске?

- Я вообще первый раз в России! Пока мы жили в Ереване, у меня  получилось побывать только в Украине у прабабушки, пережившей геноцид.

-- Какие впечатления?

- Здесь, в Сибири , не жарко. Ваша весна - как наша самая суровая израильская зима (смеётся). Но меня так горячо приняли, что я не замечала непогоды. Я была, как дома.

-- Файл intarvyu_s_ashhenom_agasaryanom_2.jpgТы приехала только для того, чтобы участвовать в концерте?

-- Да, меня пригласила Региональная армянская национально-культурная  автономия и я, не раздумывая, приняла это предложение. Выступать в День памяти жертв Геноцида армян  – это огромнейшая честь для меня! Это знаковое событие для всей моей семьи.

--Почему? Расскажи, пожалуйста.

-- Дело в том, что моя армянская фамилия пострадала от кровожадных рук османских турков. Видите на груди у меня медальон? Я расскажу вам его историю. Когда враги ворвались в дом мамы моей прабабушки, она успела завернуть кое-какие монеты  в тряпицы и обмотать ими своих детей. К счастью, детям удалось бежать и куда-то спрятаться, чудом они спаслись. А эти монеты хранились потом как самая дорогая семейная реликвия. Одна из них, 1857 года выпуска, досталась мне, и я уже с ней не расстаюсь. А родственники с папиной стороны пережили страшный геноцид еврейского народа. Гитлер спрашивал у своих офицеров: «Кто помнит армянский геноцид?», в чём-то он совершал чудовищные зверства по подобию Османской Турции . В моём сердце совместилось горе этих двух народов.

Файл intarvyu_s_ashhenom_agasaryanom.jpg-- Американский философ Ральф Эмерсон ещё в середине 19-го века утверждал: «Нация не может погибнуть, кроме как от самоубийства». Ты согласна с ним?

-- Талантливый народ невозможно уничтожить. Да, есть глупцы, которые боятся умных людей и хотят их истребить. Они ошибочно полагают, что так завоюют чужие идеи, мысли и хорошо заживут. Нет, так не будет никогда. Знаете, почему выжили армяне и евреи? У них есть одна и та же черта – стойкое стремление к знаниям, духовному развитию. Для них очень важно посвящать себя учёбе, чтению. Даже во время геноцида армяне оставляли в своих домах дорогие вещи, предметы роскоши, но они брали с собой…книги.

-- И про евреев известно, что в Варшавском гетто во время Второй мировой войны они проводили тайные богослужения, издавали свою газету. Там работали школы, велись кружки и каждую неделю давал концерты симфонический оркестр…

-- Когда человек начитан, образован, верит в Бога, он сможет выжить в трудный момент. А когда за душой только деньги…Они не спасут в критической ситуации. Я преклоняюсь перед мудростью и мужеством наших национальных героев.

Файл intarvyu_s_ashhenom_agasaryanom_5.jpg-- Ашхен, на концерте звучала музыка армянского композитора , и дирижёр оркестра, заслуженный деятель искусств России Виктор Минасян– армянин. Ты чувствовала незримые связующие нити между музыкой, собою и маэстро?

-- Естественно, если человек -- армянин, он уже как родной. Между нами возникла особая, очень сильная духовная связь, и через музыку Хачатуряна, разумеется. Мы сразу подружились. Виктор Минасян – великолепный музыкант, каждую минуту он слышал, что я хочу. И, несмотря на то, что Виктор Меликович – профессор и руководитель оркестра, он позволил мне воплотить в музыке все мои желания и эмоциональные порывы.

-- С оркестром тоже было понимание?

--Ребята играли замечательно и весьма чутко, они дали возможность выплеснуть всё, что было у меня на сердце. Со мной прилетел мой педагог, профессор Михаил Богуславский, он слушал каждую репетицию. Каждый раз шеф говорил: «Ты можешь больше!». Он вытаскивал из меня переживания все, до последней капельки, он не разрешал, чтобы что-то осталось.

Так вот мне казалось, что новосибирские музыканты вместе со мной ощущают и переживают эту боль. Пока я не нахожу слов, которые могут передать моё состояние. Такая музыка, такое событие!

-- Спасибо тебе, Ашхен, за теплые слова в адрес хозяев сцены, но и ты солировала потрясающе: виртуозно, пылко, с полной самоотдачей. Большой неожиданностью для слушателей стало твоё пение. Они были тронуты, их глаза наполнились влагой.

--Файл intarvyu_s_ashhenom_agasaryanom_4.jpg Для меня самой это тоже был сюрприз. Я в жизни никогда не пела и вообще не училась пению. Я не знаю, что мне пришло в голову, но вместо того, чтобы играть на бис на рояле, мне захотелось спеть. Маркос Костанян с удовольствием согласился аккомпанировать на дудуке, вместе мы исполнили известную песню «Дле яман». Её автор – легендарный  Комитас. После пережитых кошмаров геноцида композитор лишился рассудка, но успел написать слова и ноты, ставшие национальным достоянием.

-- Ашхен, твоё концертное платье удивительно «горело» многозначительным пурпуром, оно очень удачно гармонировало со смыслом концерта. Так получилось или ты так задумала?

-- С нарядом особая история. Я долго искала платье именно для этого выступления. В Израиле - огромный выбор, но мою интуицию всё что-то не устраивало. То вечерние платья казались мне вульгарными, то цвет не нравился (чёрный я не хотела). Или вещь была сшита в арабском стиле, усыпана безумным количеством страз. В одном салоне одежды из Парижа я увидела это платье и меня как будто кольнуло -- вот то, что надо! Поверьте, мой каприз не ради кокетства, я старалась для музыки.

Файл intarvyu_s_ashhenom_agasaryanom_1.jpg-- Что для тебя музыка?

-- Музыка для меня - как для священника вера. Музыка позволяет коснуться самых высоких, божественных сфер, она несёт добро и любовь. Когда в мире столько зла, музыка может и должна объединять. Меня влюбили в музыку мои музыкальные воспитатели. В Армении -- это Эльза Григорьевна Аванесова, самый лучший педагог в Ереване. В Израиле - Лиля Дорфман и профессор Михаил Богуславский. Я им очень благодарна, эти люди для меня как одна музыкальная семья. Считаю, миссия каждого музыканта – соединять народы. Не для плохих дел, а для хороших.

Интервью: Татьяна Сигаловская

  Фотографии: Гурген Айруни

Перейти на главную страницу »